FOLK.PERM.RU
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Шаман, Chiver, Megasa  
Миры музыкальных инструментов
ЭкоДата: Понедельник, 13.08.2007, 11:48 | Сообщение # 1
Завсегдатай
Группа: Пользователи
Сообщений: 66
Статус: Offline
Существует множество музыкальных инструментов, самые обычные: гитары, скрипки, флейты...Стоит ли ограничиваться знанием только об этих муз инструментах? В нашем большом и изменчивом мире не должно быть обыденности и однообразности.
Возможно кто то слышал о топшуре, калимбо, или видел в руках очаровательной девушки (гр. Иньва) колесную лиру. Кому то удалось увидеть игру на пиле (гр. Ватага), человека, отбивающего ритмы на Уду (Марио), или как "фуярят" на фуяре (гр. ВеданЪ КолодЪ).
Эта тема предназначена для того что бы расширить кругозор всех тех кто интересуется музыкой и муз. инструментами.
Выкладывайте сюда информацию о музыкальных инструментах (объяснения, фото, ссылки), или о том на чем можно играть (т.к. умельцы могут отбивать ритмы и на граненом стакане).
 
ЭкоДата: Понедельник, 13.08.2007, 12:10 | Сообщение # 2
Завсегдатай
Группа: Пользователи
Сообщений: 66
Статус: Offline
Колёсная ли́ра, cтрунный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.

В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии Drehleier, во Франции vielle à roue, в Италии ghironda или lira tedesca, в Венгрии tekero. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски лера, по-украински колісна ліра, или реля, а по-польски lira korbowa.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависела от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

В 10-13 вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, играли на ней два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К 15 в. колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В 18 в. колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

В России колёсная лира получила распространение в 17 веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожии». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под звуки своих лир «духовные стихи». Так назывались сочиненные ими песни на различные церковные, исторические или былинные сюжеты.

Прикрепления: 76497573.jpg (259.9 Kb)
 
ШаманДата: Понедельник, 13.08.2007, 13:25 | Сообщение # 3
ЯРОС
Группа: Модераторы
Сообщений: 1058
Статус: Offline
жалейка
жалейка, русский духовой язычковый музыкальный инструмент - деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты.

послушать жалейку можно например у Дороги Водана в песне Сквозь Огонь в медленном проигрыше. Также вы могли, если были на КамВе увидеть её у гр ВеданЪ КолодЪ

По звуку инструмент напоминает чем-то волынку.

Конечно же, название инструмента произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Звук жалейки терпкий, резкий, но жалостливый, плачущий, вследствие заметной вибрации (дрожания).

Жалейка представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическую трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком. Язычок (пищик) в старинных жалейках надрезали прямо на основной трубочке. Позже для пищика стали делать специальный мундштучок, который вставляется в трубку. В этом случае при порче пищика его легко заменить новым. На трубке прорезываются от 3 до 6 отверстий. Наносят их и используют так же, как на свирели. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что очень важно в ансамблевой и оркестровой игре на них.

Перед игрой пищик необходимо каждый раз размачивать слюной, иначе он звучать будет плохо, сипло. Дуть в жалейку нужно с некоторым усилием. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься ее строй (в пределах 1/2—1/4 тона), и наоборот. Этим пользуются народные исполнители для выравнивания строя при игре или для подлаживания к певцам.

Известны и до сих пор встречаются парные или двойные жалейки, настроенные и используемые так же, как парные свирели. В отличие от свирелей парные жалейки скреплены вместе и объединены одним раструбом.



Сообщение отредактировал Шаман - Понедельник, 13.08.2007, 13:40
 
ЭкоДата: Понедельник, 13.08.2007, 13:28 | Сообщение # 4
Завсегдатай
Группа: Пользователи
Сообщений: 66
Статус: Offline
Bodhran. Бойран, боран, бодран (кельтский бубен, или кельтский барабан)
Бойран (англ. Bodhran) - особая разновидность бубна или барабана, распространенная среди кельтов - Бретань, Шотландия и Ирландия. Бойран - основа ритм-секции в традиционной кельтской музыке.
Прикрепления: 20262731.jpg (10.1 Kb)
 
ШаманДата: Понедельник, 13.08.2007, 13:37 | Сообщение # 5
ЯРОС
Группа: Модераторы
Сообщений: 1058
Статус: Offline
ВОЛЫНКА

Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног; она предназначается для нагнетания воздуха и снабжена обратным клапаном. В другое отверстие вставляется игровая трубка с пищиком; в некоторых местах — пищик типа свирели; в России, как правило, — типа жалейки. На этой игровой трубке прорезываются пальцевые отверстия. На ней исполняется ведущая мелодия. В шейное отверстие вставляются одна-две трубки, дающие каждая всего лишь один, низкий тянущийся звук, настроенный в октаву, кварту или квинту к основной ступени звукоряда мелодической трубки. Эти тянущиеся звуки называются бурдонами и звучат непрерывно, как гармонический фон к мелодии. Вот именно монотонное звучание бур-донов и дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле.

Волынка была распространена фактически по всему миру. В разных странах у разных народов она имела свои отдельные конструктивные особенности, но принцип устройства ее всюду один. Даже в большинстве местных названий волынки заложены одни и те же слова: «мешок» и «гудеть», «играть». Сравните, например, английское название волынки bagpipe (бэг — мешок, пайп — игра, свирель), немецкое Sackpfeife (зак — мешок, пфайфе — дудка), французское cornemuse (старинная свирель), голландское dudelsack (дудящий мешок) и т. д.

Первые сведения о волынке в России относятся к XVI—XVII векам. В то время это был очень распространенный инструмент, он неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках

Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов Потешной палаты. Позже — у бродячих нищих музыкантов. К началу XX столетия инструмент этот постепенно был вытеснен из практики другими, менее сложными и трудоемкими конструкциями. Однако, например, в Шотландии волынка культивируется как национальная реликвия и даже входит в состав военных оркестров. У нас отдельные экземпляры волынки можно увидеть, пожалуй, лишь в музеях музыкальной культуры.

 
ZenДата: Вторник, 14.08.2007, 15:01 | Сообщение # 6
ЯРОС
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Статус: Offline
Этот инструмент уже не такой редкий как другие, обсуждаемые в этом разделе, и все же очень многие спрашивают меня про него, когда видят.

Джембе (англ. Djembe) является традиционным ударным инструментом народов Западной Африки. Он представляет собой деревянную основу, имеющую форму песочных часов, полую внутри с натянутой на нее кожей животного (в основном козы, реже зебры и др.) при помощи специальной системы веревок и узлов. Барабаны могут быть различны по размеру: от 150 до 400 мм в диаметре и от 300 до 600 мм по высоте и более. Барабан имеет два основных тона: при ударе в центр - низкий и глубокий, а при ударе в край - высокий, звонкий и прозрачный.

Некоторые экземпляры из Мали и Гвинеи датируются 500 г.н.э. В Синегале, Мали, Сьерре Лионе, Кот-д'ивуаре, Гвинее, Гамбии, Буркина Фасо Джембе считается свещенным барабаном и используется как в обрядах врачевания, походах, родовых культах, военных ритуалах так и в народных танцах. Джембе назван так из-за материалов, используемых при его изготовлении. Во-первых Джембе был выдолбен из куска дерева Djem (очень твердого, произрастающего в Мали), а во-вторых он имел мембрану из кожи Be (козы), натянутой сверху, поэтому он так и назван.

Обычно на Джембе играют стоя, повесив барабан на шею на ремне и зажав между колен или сидя, так же держа между колен. Играют на нем обеими руками и иногда стучат "языками", подвешенными к ободу.

В настоящее время джембе получил большое распростронение во всем мире и часто используется в современной музыке совместно с ударной установкой и другими перкуссионными инструментами. Он может использоваться как солирующий инструмент и как аккомпонирующий.


MAKE FOLK!!! NOT WAR!!!
 
ЭкоДата: Воскресенье, 19.08.2007, 17:30 | Сообщение # 7
Завсегдатай
Группа: Пользователи
Сообщений: 66
Статус: Offline
Гусли
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, "Повести о белоризце человеке и монашестве", миниатюрист изобразил в буквице "Д" фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые "шлемовидные" гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, - изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Прикрепления: 20849235.jpg (7.5 Kb)
 
ЭкоДата: Воскресенье, 19.08.2007, 17:57 | Сообщение # 8
Завсегдатай
Группа: Пользователи
Сообщений: 66
Статус: Offline
Фуяра
Фуяра (слов. fujara) — традиционный словацкий деревянный духовой инструмент, поперечная флейта с тремя отверстиями.
Инструмент позволяет извлекать обертона.

Добавлено (19.08.2007, 17:57)
---------------------------------------------
Джиджериду (Скифский рог)
Didgeridoo (yidaki) - древний ритуально-трансовый музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Изготавливается из стволов эвкалиптовых деревьев, которые изнутри выедаются термитами.

Считается, что звук диджериду (идаки) по своей сути максимально близок к природе. Этот инструмент, обладая очень специфичным и низким по тону звучанием, традиционно используется аборигенами Австралии для проведения ритуала Корабори.

Похожие на идаки инструменты так же делают из бамбука, тростника и пластика (современный вариант). Но тембр звучания у таких инструментов отличается от "голоса" австралийских "собратьев". Для игры на диджериду, используется прием так называемого "кругового дыхания", за счет которого можно производить вдох, не прерывая звучания. В формировании звука активно участвуют губы, язык, гортань, челюсть и голос исполнителя. Этим объясняется индивидуальность звучания диджериду в каждом отдельном случае. Диджериду - это однотональный инструмент, но, добавляя к основному тону голос, за счет интерференции звука можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота, до имитации голосов зверей и птиц.

Активно используя язык, губы, пространство ротовой полости и варьируя силу выдоха, можно значительно изменять тембральную окраску звука. Музыкальные жанры исполняемой на идаки музыки можно грубо разделить на две разновидности: медитативно-трансовый жанр и ритмический action. Первый говорит сам за себя. Второй интересен тем, что он, по сути, является практикой ритмического дыхания, т.к. форсированный вдох должен быть органично встроен в "тело" непрерывного ритмического рисунка. Т.е. в итоге получается некая разновидность дыхательной техники наподобие некоторых известных дыхательных методик.

Прикрепления: 03444283.jpg (23.8 Kb)
 
ЭкоДата: Суббота, 25.08.2007, 23:46 | Сообщение # 9
Завсегдатай
Группа: Пользователи
Сообщений: 66
Статус: Offline
Гудок - старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент, с плоскими декою и спинкою, без вырезов по бокам. Две струны строились в унисон, а одна квинтою вверх. На гудке играли как на виолончели. Описание можно встретить в сочинениях Гютри и Разумовского. При Екатерине II Г. был довольно распространен в южной России, Малороссии и низовых губерниях. В Астраханской губная камышовая дудка, сопель и свирель тоже называются гудками.

Добавлено (25.08.2007, 23:46)
---------------------------------------------
Кугиклы или кувиклы, кувычки - это русская разновидность флейты Пана. Изготовлялась обычно из стеблей куги (камыша).Комплект кугикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы, в которые дуют, открыты; нижние закрыты. Верхние концы инструмента располагают на одном уровне. Поднося их ко рту, дуют на края зрезов, извлекая, как правило, толчкообразные звуки. Играют на кугиклах обычно ансамблем, группой из трех-четырех исполнителей. В народной практике это чисто женский инструмент. Игра на инструменте носит живой, танцевальный характер и сопровождается припевками, приплясами.

Прикрепления: 32685200.jpg (7.1 Kb)
 
hollyДата: Четверг, 04.10.2007, 02:11 | Сообщение # 10
Новосёл
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline
А у нас в петрозаводске проходит выставка народных инструментов - очень интересно. Кантеле, йоухикко, дуделки и стучалки smile
Я немножко написала о ней здесь - Стаья по выставку - Тут и фото.


Двигать фольклор http://molodka.ucoz.ru/

Сообщение отредактировал holly - Четверг, 04.10.2007, 02:13
 
ИмагоДата: Понедельник, 22.10.2007, 03:13 | Сообщение # 11
Новосёл
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
По поводу нестандартных музыкальных инструментов очень рекомендую найти сайт Владисвара Надишаны.
Кажется, nadishana.com
 
ГеоргийДата: Понедельник, 12.11.2007, 19:29 | Сообщение # 12
Житель
Группа: Пользователи
Сообщений: 97
Статус: Offline
А что скажете о “перуанской” так её назвал продавец флейте?
Похоже на обычную блок флейту. отличия:
1снизу одно одинарное отверстие так и не понял зачем оно. Не похоже, что октаву меняет.
2сверху шесть отверстий. Все одинарные.
Дудка деревянная.
В рамках одной октавы вроде как играет как обычная блок флейта.


жажда...
http://www.liveinternet.ru/users/g_e_orgii
http://picasaweb.google.com/346587
 
ШаманДата: Воскресенье, 13.01.2008, 18:06 | Сообщение # 13
ЯРОС
Группа: Модераторы
Сообщений: 1058
Статус: Offline
Мандолина (итал. mandola) — струнный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим не пальцами, а перышком или деревянной пластинкой. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Южные страны Европы считаются колыбелью мандолины. Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с 4 струнами, имеющими строй скрипки, и еще четырьмя, строящимися с предыдущими в унисон. Апликатура скрипичная. Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн.

Инфа взята тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мандолина

Сообщение отредактировал Шаман - Понедельник, 14.01.2008, 21:45
 
ШаманДата: Понедельник, 14.01.2008, 21:44 | Сообщение # 14
ЯРОС
Группа: Модераторы
Сообщений: 1058
Статус: Offline
Дудук – древний армянский инструмент

Дудук – древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластин. На лицевой стороне инструмента имеется 7-8 звуковых отверстий и ещё одно или два – на обратной стороне.

В процессе эволюции инструмента мастера перепробовали десятки пород древесины. Однако подлинное звучание инструменту давал только абрикос, растущий в Армении. Недаром в своем латинском названии "фруктус Аргденика" он считается действительно армянским фруктом.

Фильм Ридли Скотта "Гладиатор" по сути открыл миру дудук. После церемонии присуждения "Оскара" картине, "Нью-Йорк таймс" заметила: "как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть сокровенные звуки".

Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник. Отличительной чертой звучания дудка является лиричность.

Дудук широко используется в оркестрах армянских народных инструментов. Его голос звучит и на свадьбах, и на застольях. В радости и горе дудук пользуется особой любовью и уважением в народе.

Обычно выступают два дудукиста. Один – солист, он играет мелодию песни или танца, а другой – дамкаш. ”Дам” в переводе означает дыхание, подпевание, в восточной музыке – “созвучность мелодии”. Дамкаш, используя особый способ беспрерывного звукоизвлечения, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада, создавая своеобразный колористический фон солисту-дудукисту или певцу. Возникает неповторимое ощущение покоя, умиротворённости, высокого духовного начала. Для исполнения танцевальной музыки к дудукам присоединяется ударный инструмент доол.

 
ImmrillДата: Понедельник, 04.02.2008, 19:01 | Сообщение # 15
Интересный человек
Группа: Проверенные
Сообщений: 119
Статус: Offline
Коми национальные инструменты. Взято с http://foto11.ru/komi/art/musicinstruments

ПУ БАРАБАН (Коми–Пермяцкий автономный округ; верх. Вычегда) — деревянный барабан; его диалектное название пу пöв (Прилузье) — деревянная дощечка. Относится к виду ударяемых идиофонов и представляет собой деревянную подвеску–дощечку прямоугольной формы с закруглениями в верхней части1.


Пу барабан изготовляется "для звонкости" из еловой дощечки длиной 450–500 мм, шириной 200–250 мм, толщиной 15–20 мм. Сквозь пробитые отверстия протягивается и привязывается ремешок или веревка. Затем из березовых или ивовых палок вытесываются две колотушки длиной 250–300 мм.

Во время ходьбы инструмент поддерживается перекинутым через плечо и шею ремешком и носится сбоку на бедре, а палочки–колотушки — за поясом. При игре двумя палочками наносятся ритмизованные удары по поверхности и торцевой части дощечки. При этом извлекаются довольно гулкие разновысотные звуки: средняя часть дощечки издает более высокие звуки, торцевая часть — более низкие с обертоновыми тембровыми наложениями.

В отдельных районах бытовали барабаны другого вида. Для их изготовления использовалось деревянное сито — "пож", поверх которого прибивали тонкую еловую или фанерную дощечку и ударяли по ней двумя палочками. Возможно, такие барабаны возникли позже, в частности, в 20–х годах, в период увлечения "шумовыми оркестрами".

Пу барабан употреблялся в быту в основном как инструмент сигнально–оповещательной и охранительной функции. В летнее время ранним утром из конца в конец деревни проходил профессиональный пастух и своими сигналами — гулкими ударами о барабан — оповещал хозяек о наступившей поре выгона скота. Недаром в народе говорят: "Пастукыд барабанöн вартö, коляс–пö мöсъяс–сö" (Пастух–то в барабан ударяет, дескать, оставит коров–то).

Сами пастухи вкладывают в барабанный бой еще и другой смысл. Пастух Е.М.Балуев (рис.1) из деревни Отопково Кочевского района Коми–Пермяцкого автономного округа нам рассказывал: "Коровы–то слушают, привыкли уже; другие "ту–ту–ту" играют на дудках, а у нас — барабан. В лесу потому еще играешь, чтобы медведь не вышел, чтобы он боялся".

Существует несколько типов сигналов–наигрышей на барабанах: "нуöтöм–ваетöм" — на выгон и пригон, "корсьöм" — на поиск, "öктöм–грудитöм" — на сбор в груду.

Сигнал на выгон в лес, на пастбище и пригон домой исполняется ударами двух палок в определенной ритмической последовательности (пример 1).

Сигнал на поиск и сбор более простой по ритмическому рисунку, он выбивается одной палкой (правой рукой) и сопровождается специальными выкриками: "Теп, теп, теп, теп, теп! Эх!" (на поиск), "Э! О! Э! Му!" (на сбор).

ПУ БЕДЬЯС (Сысола, Вычегда, Вымь, Ижма, Печора) — деревянные палки — относятся к виду соударяемых идиофонов (стукалок) и представляют собой две ошкуренные сухие березовые палки длиной около 500 мм, диаметром 30–35 мм, обструганные концы которых обвязаны соединительной веревкой.

Об употреблении деревянных палок в качестве шумящих предметов исследователь духовной и материальной культуры народа коми А.С.Сидоров писал: "...с целью отпугивания от оленьего стада рыскающих кругом волков, оленеводы ночью, время от времени, выходят из чума и бьют трещотками–палочками друг о друга, производя этим треск (#51, с.130)2.

ТОТШКÖДЧАН (от слова — стучать) — колотушка, относится к виду соударяемых идиофонов и представляет собой долбленую колодку — рукоятку с укрепленным билом или привязанным деревянным шариком.

Корпус колотушки выдалбливался из березового, осинового или елового брусочка длиной 250–300 мм. Ударная часть делалась в двух вариантах. В первом — деревянное било в форме молоточка (в современных инструментах — в виде головы коня, птицы) свободно на оси укреплялось внутри колодки, во втором — деревянный шарик скреплялся с колодкой с помощью ремешка или веревочки (рис.2).

Воспроизведение звука происходило от ударов молоточка или шарика о плоскость колодки при вертикальном движении кисти руки. Звучание тотшкöдчана — гулковато–раскатистое. Для ритмического рисунка характерен своеобразный предъем, происходящий от инерционного движения молоточка при взмахе перед ударами молоточка или шарика.

Колотушка выполняла оповещательно–собирательскую и охранительную роль: ею подавали сигнал–сбор на обед людей, работавших артельно, в компании. Деревянные колотушки (палки) имели также и охранительное назначение. Раньше мужики, назначаемые на очередную "сторожевую службу", ночью обходили деревню и постукивали колотушкой или палкой и таким образом подавали сигнал–предупреждение об охране объектов.

Добавлено (04.02.2008, 18:59)
---------------------------------------------
ПУ ПАНЬЯС — деревянные ложки — вид соударяемых идиофонов. В бытовом обиходе раньше были деревянные ложки местного изготовления, а позже — металлические кустарно–заводского производства.

В народе играли так: музыкант, взяв в правую руку две перевернутые ложки, ударял ими о колено и ладонь левой руки. Получалось чередование сильного — акцентированного и слабого звука с ритмической структурой, соответствующей характеру исполняемого произведения. Варьирование "фигур" на ложках вносило ритмическое разнообразие в исполняемые мелодии.

Ложки, как ударные инструменты, особенно широкое распространение получили в 20–е годы XX в., когда создавались различные по составу ансамбли и оркестры народных инструментов. В настоящее время в музыкальном быту ложки употребляются редко.

ГЫРНИЧЬЯС (коми–перм.) — глиняные горшки представляют набор ударяемых сосудов, состоящий из трех–пяти горшков различных по величине и высоте звука.

Один из старейших кудымкарских музыкантов Г.И.Кудрин рассказывает:

— У нас в деревне Гырчиговый жил Гырнич Иван. Еще от старых людей у него остались три горшочка: маленький, побольше и еще больше. Они были вылеплены вручную. Мелодия выбивалась в виде барабанной дроби, двумя молоточками из дерева то по одному, то по другому, то по третьему — получались разные звуки, дроби. Под эту дробь можно было плясать, и когда–то в старину деревенские девушки плясали.

Этнограф Л.С.Грибова отметила другой способ игры на горшках: брали хорошо звучащий горшок в руки и отбивали ладонями рук по стенкам горшка различные ритмы.

В наше время гырничьяс, как музыкальные инструменты, в повседневном быту не употребляются. По инициативе коми–пермяцкого композитора А.И.Клещина "музыкальные" горшки вместе с многоствольными флейтами были включены в состав инструментальной группы самодеятельного ансамбля песни и танца Юринского Дома культуры.

ЖЫННЯН (Вычегда, Сысола, Ижма, Печора, Вымь, Прилузье), тронгей (Удора), борган, боткан (коми–перм.) — колокол — ударный идиофон вида подвесных колоколов.

По материалу и способу изготовления были два вида колоколов: деревянный, долбленый из куска твердого дерева (березы) и жестяной, клепаный. Форма их прямоугольная или трапециевидная с размерами основания в среднем 120 на 40 мм и высотой 120–150 мм; внутри колокола привязывался деревянный или металлический язычок. Колокол подвешивался на шею домашних животных. При движении язычок ударяется о стенки колокола, издается звук; каждый колокол имеет свою звуковысотную и тембровую окраску (яркий, звонкий, тусклый, надломанно–трескучий и т.п.).

ТОРГАН (Вычегда, Вымь), бракольчи (верх. Вычегда), бракала (Ижма), боргей, тильгей (Удора), тургун (Вымь, Прилузье), борганок (коми–перм.) — бубенчики, бубенцы относятся к встряхиваемым идиофонам (погремушкам). Имеют различную форму соединений в комплект из нескольких бубенчиков.

Шумящие и звенящие предметы, как подвесные колокола, бубенчики, побрякушки и другие, применялись с магическо–охранительной целью отпугивания диких зверей от пасущихся домашних животных.

А.С.Сидоров писал: "Шумящие подвески, получившие такое развитие и широкое применение в финском мире с X и XI веков, основаны, по–видимому, на представлении о магической роли металлического звука..." (#51, с.129).

Указанные инструменты, вероятно, выполняли конкретную хозяйственно–бытовую функцию — своим шумом отпугивать диких зверей. Конечно, положительные результаты этих факторов впоследствии могли быть мистифицированы и в народе могло создаться впечатление о магической роли звука.

Представление о магической силе звука, утратившее социально–мировоззренческие корни, отмерло. Но некоторые элементы этой функции в трансформированном прикладном значении сохранились до сих пор. Так, например, звон колокольцев служит средством распознания местонахождения пасущихся в лесу и на пастбищах коров и лошадей. Причем по высоте и тембру звука колокольца хозяин угадывает именно свою корову. Деревянные палки впоследствии стали орудием охранительного назначения, подвески — эстетическим предметом быта.

СЯРГАН (Вычегда, Сысола, Ижма, Печора, Прилузье, коми–перм.), сяргей (Удора) — трещотка, относится к виду скребковых идиофонов. Сярган представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки (рис.З). На верху трещоток иногда прикрепляется для украшения фигура человека или птицы (рис.4). Размеры валика с рукояткой — 170–250 мм, рамки — 150–200 мм в ширину и 80–120 мм в высоту.

Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Такое звучание трещотки соответствовало его функции — устрашения лошадей ("вöв повзьöдлан"), забравшихся на посевы.
В заключение обзора ударных инструментов следует отметить, что в домашних ансамблях использовались различные предметы хозяйственного обихода в натуральном неомузыкаленном виде: пач пöдан (заслонки), гырничьяс (горшки), пу паньяс (деревянные ложки), си пож (волосяное сито) и др. Вот что сообщил нам коми–пермяцкий писатель В.В.Климов: "Раньше коми–пермяки очень бурно проводили игрища (рождественские), а также вечера на помочах. Если надо было играть для пляски, пермяки приспосабливали для игры разного рода предметы домашнего обихода, как–то: заслонку, горшки, деревянные ложки, сито или лукошко, зыбку (люльку), столешницу и др., сопровождая "музыку" пением "та–та–ра–ра" и т. д.... Я слышал от старожилов, что в давние времена коми–пермяки интересно играли и на скалках, но каким образом — не знаю".

Добавлено (04.02.2008, 18:59)
---------------------------------------------
СЫНАН ГУДÖК — букв. гребенчатая гармонь. Мембранофон, вид свободных мирлитонов, представляет собой гребенку (расческу), поверх которой натянута тонкая берестяная пленка, папиросная бумага.

При напевании (вокализации) береста или бумага колеблются и придают звучанию голоса своеобразную инструментальную окраску. Сынан гудöк позволяет исполнять любые напевы, доступные человеческому голосу. В репертуаре исполнителей обычно знакомые на слух мелодии традиционных народных и современных массовых песен. Сынан гудöк употребляется и как сольный, и как ансамблевый инструмент в составе инструментального ансамбля (в 1920–х годах — в "шумовых оркестрах") и вокального ансамбля. Музыковед Н.Греховодов впервые фонографически зафиксировал музыку на этом инструменте (Вымь, 1937 г.). Молодые девушки сначала воспроизводили инструментальную музыку, затем, оставив гребенки, пели традиционные вымские частушки. Инструментальное вступление и послекуплетный проигрыш на гребенке очень близки гармошечным переборам (пример 2):

Добавлено (04.02.2008, 19:01)
---------------------------------------------
СЫНАН ГУДÖК — букв. гребенчатая гармонь. Мембранофон, вид свободных мирлитонов, представляет собой гребенку (расческу), поверх которой натянута тонкая берестяная пленка, папиросная бумага.

При напевании (вокализации) береста или бумага колеблются и придают звучанию голоса своеобразную инструментальную окраску. Сынан гудöк позволяет исполнять любые напевы, доступные человеческому голосу. В репертуаре исполнителей обычно знакомые на слух мелодии традиционных народных и современных массовых песен. Сынан гудöк употребляется и как сольный, и как ансамблевый инструмент в составе инструментального ансамбля (в 1920–х годах — в "шумовых оркестрах") и вокального ансамбля. Музыковед Н.Греховодов впервые фонографически зафиксировал музыку на этом инструменте (Вымь, 1937 г.). Молодые девушки сначала воспроизводили инструментальную музыку, затем, оставив гребенки, пели традиционные вымские частушки. Инструментальное вступление и послекуплетный проигрыш на гребенке очень близки гармошечным переборам (пример 2):

Добавлено (04.02.2008, 19:01)
---------------------------------------------
СЫНАН ГУДÖК — букв. гребенчатая гармонь. Мембранофон, вид свободных мирлитонов, представляет собой гребенку (расческу), поверх которой натянута тонкая берестяная пленка, папиросная бумага.

При напевании (вокализации) береста или бумага колеблются и придают звучанию голоса своеобразную инструментальную окраску. Сынан гудöк позволяет исполнять любые напевы, доступные человеческому голосу. В репертуаре исполнителей обычно знакомые на слух мелодии традиционных народных и современных массовых песен. Сынан гудöк употребляется и как сольный, и как ансамблевый инструмент в составе инструментального ансамбля (в 1920–х годах — в "шумовых оркестрах") и вокального ансамбля. Музыковед Н.Греховодов впервые фонографически зафиксировал музыку на этом инструменте (Вымь, 1937 г.). Молодые девушки сначала воспроизводили инструментальную музыку, затем, оставив гребенки, пели традиционные вымские частушки. Инструментальное вступление и послекуплетный проигрыш на гребенке очень близки гармошечным переборам (пример 2):

Добавлено (04.02.2008, 19:01)
---------------------------------------------
СЫНАН ГУДÖК — букв. гребенчатая гармонь. Мембранофон, вид свободных мирлитонов, представляет собой гребенку (расческу), поверх которой натянута тонкая берестяная пленка, папиросная бумага.

При напевании (вокализации) береста или бумага колеблются и придают звучанию голоса своеобразную инструментальную окраску. Сынан гудöк позволяет исполнять любые напевы, доступные человеческому голосу. В репертуаре исполнителей обычно знакомые на слух мелодии традиционных народных и современных массовых песен. Сынан гудöк употребляется и как сольный, и как ансамблевый инструмент в составе инструментального ансамбля (в 1920–х годах — в "шумовых оркестрах") и вокального ансамбля. Музыковед Н.Греховодов впервые фонографически зафиксировал музыку на этом инструменте (Вымь, 1937 г.). Молодые девушки сначала воспроизводили инструментальную музыку, затем, оставив гребенки, пели традиционные вымские частушки. Инструментальное вступление и послекуплетный проигрыш на гребенке очень близки гармошечным переборам (пример 2):


"..Что ж вы стоите -
Убейте меня,
Или боитесь,
Псы Нуменора.."
Элхэ
 
ШаманДата: Воскресенье, 18.01.2009, 15:13 | Сообщение # 16
ЯРОС
Группа: Модераторы
Сообщений: 1058
Статус: Offline
В традиционном музыкальном искусстве Японии ведущая роль отводится барабанам Тайко. Они используются в театральных представлениях, сопровождают синтоистские обряды, гремят во время народных шествий, а с недавнего времени еще и накрывают мир экспансией барабанных ансамблей тайко.
Огромно разнообразие этих музыкальных инструментов, но не меньше и диапазон звуков, извлекаемых из них. Едва слышный шорох дождя, бушующая ярость тайфуна — вы не сможете отличить музыку барабанов от голоса природы.
В Японии нет сложных ритмов, но зато ценится четкость удара. И неважно, на чем играет музыкант. На миниатюрном ручном барабанчике или же на самом большом в мире барабане, гул от которого сотрясает землю и накрывает человека, разносясь в пространстве, словно цунами…

Михаил 'Мокутора' Рожков гр. Beat Bada Boom
http://vkontakte.ru/club6314495

 
ЛидияДата: Четверг, 29.01.2009, 01:34 | Сообщение # 17
Интересный человек
Группа: Пользователи
Сообщений: 112
Статус: Offline
Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам инструменты подобные окарине появились примерно 12000 лет назад
На окарине играет, например, участница группы ВеданЪ КолодЪ и др.
flower

Добавлено (29.01.2009, 01:34)
---------------------------------------------
Кавал — пастушеский духовой музыкальный инструмент. Представляет собой продольную флейту с длинным деревянным стволом и 6—8 игровыми отверстиями. В нижнем конце ствола могут быть ещё до 3—4 отверстий, предназначенных для подстройки и резонирования. Звукоряд кавала — диатонический. Размеры достигают 50—70 см.

happy

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright FOLK.PERM.RU © 2007
Сайт управляется системой uCoz